«Рынок не делится на таксопарки и службы заказа»

«Рынок не делится на таксопарки и службы заказа»

4 февраля 2016 г.
СМИгорода#taximaximлюди

Журнал «Механик» опубликовал большое интервью, в котором отразил взгляд службы заказа такси «Максим» на состояние рынка такси.

Таксомоторы и закон: все в ожидании ясности

Современные информационные технологии кардинально изменили рынок услуг такси. Он уже никогда не будет прежним. Но и такой, как сегодня, ситуация оставаться не может. Новой реальности нужны актуальные законы, определяющие зону ответственности непосредственно перевозчиков и служб заказа такси. С этим посылом согласны все участники рынка — и представители власти, и традиционные таксопарки, и сами сервисы по сбору и распределению заявок.

О том, как выглядит ситуация с позиции службы заказа такси «Максим», корреспонденту журнала «Механик» рассказал директор компании Максим Шушарин.

— Размах службы «Максим», совершившей экспансию из Курганской области в более чем 100 городов России, а также на Украину, в Казахстан, Грузию и Болгарию, впечатляет. Фирменное приложение для заказа такси только для платформы Android скачали несколько миллионов пользователей. А есть еще те, кто использует смартфоны на Windows Phone и iOS. Но, наверняка, многим из этих потенциальных пассажиров кроме низкой стоимости поездок интересен ответ на вопрос: «Насколько все легально?». Как служба контролирует водителей и вообще — входит ли это в ее задачи?

— Служба заказа такси «Максим» заинтересована в сотрудничестве только с легальными таксистами. Потому менеджеры компании производят сверку данных перевозчиков с реестрами выданных разрешений, размещенных на сайтах уполномоченных органов субъектов федерации. В случае, если в офис приходит водитель, не имеющий разрешения, менеджеры дают подробную консультацию по порядку его получения.

В Иркутской области со службой заказа такси «Максим», по данным пресс-службы компании, сотрудничают более 1500 перевозчиков, имеющих разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

Хотя нужно отметить, что, по действующему законодательству, проверка наличия и актуальности разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси не входит в обязанности служб заказа. Это функция органов государственной власти.

— А к автомобилям какие-либо требования выдвигаются?

— Требования к автомобилям — это исправное техническое состояние, однородный цвет кузова, чистый салон. В тарифе «Эконом» к работе допускаются автомобили не старше 2000 года иностранного производства, отечественные автомобили последних лет выпуска. В тарифе «Комфорт» — иномарки комфорт- и бизнес-класса не старше 2005 года, например, «Тойота Камри», «Хонда Аккорд», «Форд Мондео», «Мерседес», «Ауди».

Менеджеры компании оценивают техническое состояние автомобиля, осматривают его снаружи, в салоне, проверяют ремни безопасности и работу световых приборов. Если возникают сомнения, совершают тестовую поездку. Мы начинаем сотрудничество только с теми водителями, чьи автомобили удовлетворяют нашим требованиям.

В соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, перевозчики самостоятельно организуют прохождение технического осмотра автомобилей каждые шесть месяцев.

Если поступает жалоба от клиента на состояние автомобиля, мы проводим дополнительный осмотр.

— Не так давно, службу «Максим» в Иркутской области власти обвинили в демпинге и недобросовестной конкуренции. Это все для «красивого словца»? За счет чего достигается низкая цена?

— Странно было узнать из СМИ, что Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области обвинило службу заказа в демпинге. Непосредственно в компанию претензий не поступало. На деле таких нарушений законодательства в работе службы заказа такси «Максим» не выявлено.

Понятие «демпинг» в понимании закона «О защите конкуренции» возможно применить исключительно к компании, занимающей монопольное (доминирующее) положение на определенном товарном рынке. Рынок такси настолько конкурентен, что само появление на нем монополиста — факт невозможный. Кроме того, обвинить в демпинге можно исключительно организацию-конкурента, то есть лицо, оказывающее аналогичные услуги на том же товарном рынке. Служба заказа такси «Максим» не является таксомоторной организацией, услуги такси не оказывает. То есть не осуществляет деятельность на товарном рынке пассажирских перевозок легковым такси и не может рассматриваться конкурентом для таксомоторных компаний. Данный вывод подтверждается решением Иркутского УФАС России от 28 октября 2015 года, в соответствии с которым служба заказа такси «Максим» не является субъектом товарного рынка легкового такси, не может являться конкурентом таксомоторным организациям.

А более низкая цена перевозки, осуществляемой с использованием функционала службы заказа такси «Максим», объясняется практически 100%-й автоматизацией исполнения услуги, совершенным программным обеспечением, привлечением перевозчиками сторонних организаций на принципах аутсорсинга и т.д.

— Есть мнение, что водителям не выгодны условия в «Максиме». Прокомментируете?

— От количества водителей зависит выполнение заявок клиентов и доход компании, поэтому мы предлагаем выгодные условия сотрудничества: небольшая комиссия, свободный график работы, удобное программное обеспечение.

Просьбу увеличить цену поездки водители высказывают постоянно. Как правило, чаще мы слышим это от тех водителей, которые сотрудничают одновременно с двумя и более службами такси — с одной, где больше заявок, и с другой, где повыше цены. Меньше работать и больше зарабатывать — это нормальное желание не только водителей. Поэтому каждый водитель самостоятельно, исходя из своего желания и наших требований, принимает решение о возможности или невозможности сотрудничества с нами. Кто хочет, тот работает и хорошо зарабатывает.

— Возможна ли эффективная схема сотрудничества службы «Максим» и традиционных таксопарков? Она где-то успешно реализована? Или противостояние неизбежно?

— По нашему мнению, четкого деления рынка на таксомоторные компании и службы заказа такси нет. Со службами заказа сотрудничают и водители на личных автомобилях, и владельцы автопарков, сдающие машины в аренду, и таксопарки.

Взаимовыгодное сотрудничество с таксопарками возможно в том случае, когда для таксопарка выгоднее покупать информацию о заявках, чем содержать собственный штат диспетчеров, создавать и обслуживать свое ПО, тратить деньги на рекламу и т. д. Это закономерное и оправданное разделение функций. Примеров такого взаимовыгодного сотрудничества множество.

— В одном из комментариев службы упоминалось, что «от несовершенства законодательства «Максим» страдает наряду с другими участниками рынка». Это и правда так?

— В настоящее время статус служб заказа такси и мобильных агрегаторов заявок, а также сфера их ответственности законодательно не закреплены в России. В результате предпринимаются попытки переложить на них обязанности перевозчиков соблюдать требования законодательства о таксомоторных перевозках и контрольные функции органов государственной власти. Компании вынуждены решать эти проблемы в судебном порядке.

Не далее как 2 ноября Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что деятельность службы заказа не может рассматриваться в качестве деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, компания не имеет отношения к фактической перевозке пассажиров. Ответственность за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения лежит на владельцах транспортных средств, которые занимаются этой деятельностью, а не организации, предоставляющей информационные услуги. Обязанность проверять наличие и актуальность разрешений законодательно для службы заказа не установлена.

— Нельзя не коснуться темы поджогов такси «Максим» в Иркутске. Вы действительно оцениваете это как «выпад» против компании или ситуация просто так интерпретируется в прессе?

— Это объективная реальность. В Иркутской области сожжено уже 12 автомобилей с символикой службы заказа такси «Максим». Кто-то уничтожает их намеренно.

Акты вандализма против таксистов в Иркутской области начались в апреле. В Ангарске автомобилям водителей, которые сотрудничают с «Максимом», разбивали стекла и фары, ломали боковые зеркала, спускали колеса. Повреждено было 11 машин. С 9 июня налетчики решились на поджоги. Компания объявила вознаграждение в размере 100 000 рублей за достоверную информацию о поджигателях. Однако это не помогло. На данный момент злоумышленники уничтожили 6 автомобилей такси, крайний поджог был в ночь на 13 октября. Полиция возбудила уголовное дело, поджигатели пока не найдены.

В конце октября поджоги начались и в Иркутске. Всего за две недели сгорели 6 автомобилей с символикой службы заказа. Последний поджог был днем 10 ноября. Почерк поджигателей такой же, как в Ангарске. Вознаграждение «Максима» распространяется и на областную столицу. Пока иркутская полиция ищет налетчиков, неизвестно, сколько еще машин будет сожжено.

Важно понимать, что события в Иркутской области могут повлечь тяжелые для отрасли такси последствия не только в региональном, но и в федеральном масштабе. Проблема в том, что страдают водители, которые получили разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, нанесли на борта символику компании, платят налоги. Они соблюдают закон, а им не дают работать по закону. Другие водители это видят и могут сделать вывод, что безопаснее оставаться в тени, работать без разрешения и опознавательных знаков такси. Переубедить их никто не сможет, если таксисты не получат защиту со стороны государства. Все это негативно отразится на развитии рынка такси, который и без того легализуется очень медленно и трудно.

«Разрулить» ситуацию может законопроект № 472515-6 («О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации»), который в настоящий момент находится на рассмотрении в Государственной думе РФ.

— Поправки в закон, которые сейчас рассматриваются в Госдуме. Каким образом они, по вашим прогнозам, повлияют на работу службы «Максим»

— В ноябре депутаты Государственной думы РФ объявили, что проект закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» готовится ко второму чтению. В своей нынешней редакции он предлагает много положительных изменений. Самое важное, что на законодательном уровне вводится понятие операторской службы как информационного центра и фиксируется, что она не является фрахтовщиком (перевозчиком). Также определяется сфера ответственности операторских служб — это достоверность сведений о заказе, качество именно информационной услуги.

Мы заинтересованы в скорейшем принятии этого закона. Надеемся, что это, наконец-то, избавит службу заказа от необоснованных претензий и ложных обвинений.


Александр Вересов, сотрудничает со службой заказа такси «Максим» в Иркутске 5 лет:

— Раньше у меня был свой бизнес. Когда дела пошли плохо, пришлось продать автомойку и бар, оставить только торговую точку. Доходов от нее не хватало. Начал искать работу и понял, что это не так уж просто: мне 50 лет, а компаниям нужны молодые. Решил идти в такси.

Служба заказа такси «Максим» предлагала самые удобные условия сотрудничества. Во-первых, можно выполнять заявки на своем автомобиле. У меня была «Тойота Ипсум», к которой я привык. Я досконально знал техническое состояние машины и был уверен, что она не откажет. Во-вторых, служба заказа предлагала свободный график работы. Принимай заявки, когда тебе удобно: утром, в выходные, в свободное время. В то время моей дочери было 16 лет, и я не мог позволить себе работать сутками или по ночам, как предлагали в других фирмах. В «Максиме» я успевал не только зарабатывать дочке на бальные танцы, но и ходить на ее выступления.

В 2011 году оформил разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Тогда их выдавали бесплатно. ИП оформлять не пришлось, оно было, изменил только вид деятельности в бумагах.

У меня был опыт ведения бизнеса, поэтому оформление документов, ведение бухгалтерии, отчисления в налоговую не пугали. Нанял бухгалтера, и это оказалось очень удобно. Сейчас я плачу за его услуги 2500 рублей в квартал. Около 1500 рублей в квартал составляет ЕНВД, 18000 рублей в год — отчисления в Пенсионный фонд, 3000 рублей в год — в Фонд социального страхования.

Такси — это такой же бизнес, который приносит доход. Можно нормально зарабатывать и обеспечивать семью. Кстати, рабочую лошадку я со временем поменял — сейчас вожу клиентов на «Тойоте Камри».